Количество просмотров за прошлую неделю

пятница, 18 февраля 2011 г.

Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен (заболевание/синдром) "(нарко) зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции (Internet Addiction Disorder, или IAD)[8]. Появился очень об разный термин Netaholic, или Интернет-аддикт.

В самом общем виде Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" (Griffits, 1996). Поведенчески Интернет-зависимость прояв ляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line" [10].

Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 от ветов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выб ранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследо вательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблематике IAD. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт)[8].

Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:
  1. Навязчивое желание проверить e-mail.
  2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.
  3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.
  4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
Часто Интернет-зависимость понимается гораздо шире, сюда относят: зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам дея тельности); "информационную перегрузку", т.е. компульсивную (от англ.: compulsive - непреодолимый) навигацию по WWW, поиск в удаленных базах данных; компульсивное применение Интернета, т.е. па тологическую привязанность к азартным играм, онлаиновым аукцио нам или электронным покупкам в Интернете; зависимость от "кибер-отношений", т.е. от социальных применений Интернета - общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными; зависимость от "киберсекса", т.е. от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях "для взрослых" [8].

Исследователи отмечают, что большая часть Интернет-зависимых (91 %) пользуется сервисами Интернет, связанными с общением[10]. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.

Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей [11]. Другие исследо вания называют цифры 2-6%.

Отмечаются особенности Интернет-зависимости - это не химическая зависимость, т.е. не приводящая к разрушению организма, по воздействию на организм она ближе к зависимости от азартных игр и т.п. Отмечается, что если для формирования традицион ных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня.

Внимательно исследуются механизмы возникновения Интернет-зависимости. Так, очень интересно высказывание Дж. Сулера: "Киберпространство - один из способов изменения состояния сознания. Как и в измененном состоянии сознания вообще, киберпространство и все, что в нем происходит, кажется реальным - часто даже более реальным, чем действительность". Это утверждение позволяет провести параллель между Интернет-зависимостью и зависимостями от химических веществ, изменяющих состояние сознания [11].

Большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального [10]. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети.

Таким образом, Интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство бе зопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций, включая пользование электронной почтой, чатами, ICQ. Во-вторых, это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт - это неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм [6].

Наиболее разрушительной Интернет-зависимость оказалась для семейных отношений, так как у зависимого человека начинают появляться новые он-лайн знакомые. Существует проблема "компьютерных вдов" (cyberwidow) - это жены людей, увлеченных компьютером. Бывает, что семья распадается на две части - муж с компьютером "проживают" в одной комнате, жена с ребенком - в другой.

Есть много мнений относительно оценки Интернет-зависимости. Похожие ситуации были в свое время с неприятием паровоза или автомобиля, т.е. срабатывал некий консерватизм общества, не готового к тому, чтобы принять новое культурное явление [9].

Феномен зависимости от Интернета может и должен быть понят не просто как исключительно патологическое пристрастие, от которого следует любой ценой избавляться, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая так называемых аддиктов ощущением потока [8]. Под последним исследователи понимают эмоции, появляющиеся у пользователей при нахождении в Сети.

Есть мнение, что если Интернет-аддикция будет впоследствии признана заболеванием (в качестве, например, так называемого "киберрасстройства"), то число страдающих от него будет существенно меньше, чем это представляется сейчас. В расширении симптоматики на данный момент заинтересованы специалисты по психическому здоровью и исследователи этого феномена [8].

Всем нам время от времени случается быть аддиктивными, большинство из нас употребляет изредка алкоголь, табачные изделия, играет в азартные игры, пользуется Интернетом. Но это становится проблемой (аддикцией) тогда, когда начинает занимать центральное место в жизни. То есть человек уже не задумывается о каких-то своих социально-бытовых проблемах, не интересуется будущим, не строит никаких планов, а вся его жизнь отдана данной, конкретной аддиктивной реализации. Человек откладывает решение важных для себя проблем на потом, достигая комфортного психологического состояния здесь и сейчас, путем аддиктивной реализации.

Как правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, ме няют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, которой она, возможно, была вначале, а личность уже аддиктивная. Во-первых, для аддиктов характерна смена аддиктивной реализации. Се годня он - Интернет-зависимый, завтра - любовный аддикт, после завтра - патологический игрок, а немного спустя он ушел в наркотики или алкоголизм. То есть это не исключено.

Во-вторых, опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными [6].

В то же время не следует бояться Интернет-зависимости как таковой. Поскольку предрасположенность к ней проявляется у тех, у кого есть определенный фон, т.е. некие личностные особенности, способствующие формированию собственно аддиктивно зависимой личности, либо аддиктивной реализации с помощью Интернета у уже сформировавшегося аддикта [6].

За проявлениями зависимости от Интернета нередко скры ваются другие аддикции либо психические отклонения. Интернет-зависимость не считается официальным диагнозом и часто является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.) [7].

Несомненно, зависимые от Сети нуждаются в квалифициро ванной помощи. На Западе широко развито обращение за помощью в специализированные Интернет-сайты, функционируют группы по типу "Анонимных Алкоголиков" для Интернет-зависимых, зависимых от компьютерных игр.

Среди психотерапевтов широко обсуждалась возможность ле чения пациентов он-лайн. И большинство согласно с тем, что для нормального психотерапевтического процесса необходим личный контакт терапевта с клиентом. В Сети возможно исключительно психологическое консультирование, этакий виртуальный телефон доверия, помощь здесь и сейчас [6].

Очевидно, проблема Интернет-зависимости существует. Воз можно, в СМИ ее значение несколько преувеличено. В помощи пси­хотерапевта нуждаются те, кто игнорирует повседневные заботы, у кого оказывается разрушенной бытовая жизнь.

Материалы Интернет касаются проблем взаимоотношений детей и Сети, проблем Интернет-образования. Указывается на чрез мерное увлечение компьютером в семьях. При этом родители на "ком пьютерных детишек" не нарадуются, дети растут тихими, замкнутыми. И так маленький человек постепенно уходит из социума. У нас в школах уже идет тотальная информатизация, но в семьях еще не сформировалась культура дозированного общения с компьютером [2]. Вхождение детей в Интернет должно сопровождаться контролем со стороны родителей и учителей. У ребенка должны быть сформи рованы навыки живого человеческого общения [5].

Психологи внимательно изучают проблемы, возникающие у одаренных детей от общения с компьютером [4]. Поскольку возможные трудности в социальной адаптации у ребенка не только не будут преодолеваться, а напротив, могут усугубиться. Одаренные дети входят в "группу риска" и по отношению к таким негативным последствиям информатизации, как Интернет-зависимость, игровая компьютерная наркомания и т.п. Специальное внимание необходимо уделить и феномену хакерства.

Если у одаренных детей наблюдается опережение/отставание развития разных психических функций, то эта дисгармония усиливается. В результате не исключено появление маленького монстра. Ребенок не является личностью, у него еще нет волевой регуляции. Для него взрослый воспитатель является внешней волей. Взрослый должен управлять развитием ребенка [9].

Дистанционное Интернет-образование может быть полезно для особо одаренных детей или для тех, кто удален географически, или для детей с ограниченными возможностями. Для обычной же школы Интернет - всего лишь некое техническое подспорье. Детям все равно нужно общение с учителем, живым человеком [5].

Существуют серьезные опасности, с которыми дети встреча ются непосредственно в Сети [1]:

доверие к детям, общаясь в Сети, и могут соблазнить последних на совершение непристойных действий.

доступ к порнографии. Дети могут наткнуться на порнографию ввиду ее широкого распространения в сети. Программное обес печение, ограничивающее доступ детей в такие сайты, не всегда сра батывает, его может не быть в школе, в библиотеке.

неподходящий контент - сайты с деструктивным содержанием, например, с инструкциями по изготовлению бомбы. Родите лям следует интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть внимательным к любым изменениям поведения ребенка.

внимание к детям, много играющим в DOOM, QUAKE, сетевые игры с насилием. Эти дети ведут себя более агрессивно. Родителям надо знать, в какие игры играет ребенок, быть готовыми предложить конструктивную альтернативу.
Специалисты обращают внимание на Интернет-кафе, получающие развитие в России, где ребенок, даже если дома родители установили программный запрет на секспросмотры, получает доступ к порно [2]. Было бы интересно провести исследования Интернет-кафе на предмет их удобства и безопасности для детей. Автору приходилось говорить с владельцами Интернет-кафе, которые предоставляют детям возможность работать практически бесплатно, дают возможность проводить уроки информатики для целых классов. Цель - формирование контингента пользователей Интернет, "разогрев рынка". Через некоторое время новые пользователи начнут покупать компьютеры, время в Интернет. При этом не все владельцы компьютерных кафе, консультанты Интернет-классов в библиотеках знают, сколько време ни ребенок может проводить за монитором по санитарным нормам, как часто следует делать перерывы.

"Темпы развития Интернета в России значительно опережают процесс создания и совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения в Сети", - цитирует "Парламентская газета" предложения по основам государственной политики в области развития и использования российского сегмента Интернета, разрабатываемые в Минсвязи вместе с проектами законов о государственном регулировании Интернета.

Интернет оказывает большое влияние на людей, что накладывает ответственность на тех, кто организует Сеть, наполняет ее информацией. Потому что информация всегда несет некий воспитательный эффект. Можно говорить о выработке этических принципов, на которых строится Сеть. Такие этические принципы могут поддерживаться определенными общественными организациями, всевозможными сетевыми движениями, которые устанавливают некие нормы поведения организаторов Сети, с тем чтобы не злоупотреблять теми или иными возрастными особенностями, не злоупотреблять открыто стью людей этой информации [6].

Развитие Интернета характеризуется тем, что любые упоми нания о его государственном регулировании встречаются Интернет-общественностью крайне негативно. Существует даже мнение, что государство в принципе регулировать Сеть не может [12].

Психологи приводят пример: В Европе процент людей, кото рые обращаются в тоталитарные секты, один и тот же. Это аналогич но проценту психических заболеваний. В России проблема усугубляется тем, что советская культура породила тип зависимой личности. Это люди, которые склонны к тоталитарному подчинению. По этому активным сектам у нас разворачивать свою деятельность проще (кстати, и с использованием средств Интернет) [12]. Как и отноше ние к сектам, восприятие Интернета российскими и западными пользователями тоже может различаться. С течением времени в России вскроются еще не изученные психологией и психиатрией особенности проблемы, к этому следует быть готовыми, оперативно на них реагировать - тактичным регулированием взаимоотношений в Сети, созданием специальной психологической службы.

5 комментариев:

  1. интернет порождает зависимость, что печально

    ОтветитьУдалить
  2. "Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше" дальше не читал.

    ОтветитьУдалить